Первые достоверные исторические упоминания о картах Таро относятся к Европе XIV века. Это век разгрома Ордена Храма, Столетней войны, Жанны дАрк. Век Данте и его «Божественной комедии»...таким образом, современные карты Таро имеют средневековое происхождение (что, кстати, делает их особенно интересным инструментом для тех, кто увлекается медиевистикой).

Однако есть основания полагать, что сами карты гораздо старше, и множество историков, писателей и оккультистов наперебой предлагают свои версии их происхождения. Поразительно не это, а то, до какой степени сумбурны те сведения, которые приводятся в литературе по Таро на этот счет.

Порой достойные всякого уважения источники именно в вопросах истории Таро оказываются вопиюще поверхностными и пестрят фактическими ошибками. Мы решились провести свое исследование, чтобы воссоздать по возможности правдоподобный исторический контекст и внести ясность в этот вопрос. Если Вы располагаете какими-либо дополнительными сведениями по истории Таро - присылайте, будем рады внести их в копилку. Если у Вас возникают вопросы, идеи - пишите, будем искать и думать вместе.

Все дошедшие до нас ранние колоды Таро были произведениями искусства, которые создавались художниками по заказу известных людей (между прочим, и сегодня колоду Таро приобрести не так уж дешево).

Старейшей из полных колод, содержащих все 78 карт, которые дошли до наших дней, считается колода семейства Висконти-Сфорца, созданная в первой половине XV века в Италии.

Приблизительно в 1432 году состоялась помолвка Франческо Сфорца, в будущем четвертого герцога Миланского, и Бьянки Марии Висконти, и предполагается, что выполненная на заказ придворным художником Бонифацио Бембо колода (настоящее произведение искусства) была одним из подарков. Это не значит, что прежде карт Таро не было. Более ранние колоды полностью до нас не дошли.

Существует множество гипотез и предположений, что предшествовало их появлению, однако ни одна не подкреплена фактическими свидетельствами, так что их одинаково сложно доказать или опровергнуть. Но авторы всех предположений сходятся в одном - маловероятно, чтобы столь хорошо отструктурированая и глубокая система образов, причем наделенная феноменальной устойчивостью (состав колоды Таро за долгие века не претерпел практически никаких изменений), была в один прекрасный день просто придумана по случаю герцогской свадьбы.

Самое, пожалуй, интригующее - то, что ни 22 Старших Аркана, и 56 Маладших Арканов никоим образом не были подписаны. Создается впечатление, что средневековые любители Таро прекрасно знали последовательность Арканов и их смысл. Сегодняшние издатели в 90% случаев считают своим долгом облегчить жизнь пользователя, надписывая карты и помогая понять, кто есть кто, где Маг, где Император, где Иерофант...

А в те времена образы идентифицировались без текстовых ключей. Иными словами, в XV веке людям не требовалась шпаргалка, чтобы разобраться в структуре колоды, словно речь шла о чем-то само собой разумеющемся, в чем не предполагалось никаких ошибок и заблуждений.

Это тем более показательно, что колода использовалась как для прорицания, так и для игры «в тарок» (tarocchi), а игра как правило требует быстрого и безошибочного соображения (не станешь же спрашивать в разгар действа «ой, подскажите, а что это у меня за карта?)».

Встречающееся в книгах объяснение, что в средние века при королевских дворах часто устраивались помпезные шествия (традиция, коренящаяся еще в римских сатурналиях и триумфах), и поэтому последовательность Старших Арканов (козырей-триумфаторов, «трионфи») была всем известна, не выдерживает критики.

В XVIII веке французский писатель, богослов и оккультист Антуан Курт де Жебелен (Гебеллин, Жаблен) в работе «Du Jeu des Tarot» выдвинул довольно

популярную ныне версию об египетских корнях Таро.

Согласно этой версии, Таро является священной книгой, созданной одной из древнейших тайных египетских мистических организаций, объединявшей последователей культа Асар-хапи (более известного под греческим именем Сераписа, которое буквально переводится как «гробница быка»).

Предположительно, книга являла собой набор иероглифических табличек (или же сборник отдельных папирусов) и содержала бессмертное учение Тота - Писца богов, Мастера всех наук и искусств, Знатока всех ремесел, Хранителя Книги Жизни и автора знаменитой Изумрудной скрижали (он же Гермес Трисмегист, «Трижды Величайший»).

И ныне существует мнение, что Арканы Таро - это упрощенная и зашифрованная версия бессмертной книги Тота.

По преданию эта книга содержала «ключ к бессмертию», то есть секрет процесса, посредством которого происходит полное возрождение человека. Выражаясь более современным языком, Таро описывает путь развития человеческого «Я» по направлению к своей наивысшей, трансцендентальной сущности.

Старшие Арканы описывают стадии духовной трансформации, а Младшие - жизненные уроки, благодаря которым эта трансформация происходит. Эта книга использовалась в Мистериях, во время оккультных практик, инициаций. Кстати, существует версия, что в самом Древнем Египте это учение было сугубо тайным по той причине, что книга Тота предвещала неизбежное падение царской династии и разрушение Египетского царства. По легенде, она среди немногих чудом была спасена во время пожара в Александрийской библиотеке в 47 г. до н.э., оттуда попала в Древний Рим, где и дожила до веков христианства.

Папюс в своем «Ключе к оккультным наукам» выдвигает версию, что когда над Египтом нависла опасность уничтожения (как раз в те самые времена), жрецы мистического общества рассмотрели множество вариантов, как сохранить священные знания для будущих поколений посвященных.

Устная традциия могла прерваться в любой момент, да и вообще все на земле подвержено изменению и разрушению - не только сами хранилища и носители информации, но религии, идеологии, общества... И жрецы рассудили, что единственное, что мало подвержено изменениям - это сама небезупречная человеческая натура, полная азарта и легкомыслия.

На основе одного из самых древних и распространенных человеческих пристрастий - любви к азартным играм - они и создали хранилище информации, колоду карт, зашифровав в ней символы вековой мудрости для посвященных, для непосвященных остающихся забавой или примитивными картинками. Так это или нет, но карты, похоже, и впрямь вечны.

А версия, что аллегории Старших Арканов уходят корнями в учения тайных школ Египта, и описывают стадии развития новообращенного на пути превращения в истинного мастера, очень устойчива.

Послушаем самого Жебелена: «Представьте себе удивление, если бы мы узнали, что труды древних египтян все еще существуют в наши дни... Если бы мы добавили, что эта книга широко используется в большей части Европы, и что она побывала за несколько веков практически у каждого в руках, то конечно же это было бы удивительно...

Мы владеем ею, не обладая ею в действительности, потому что никогда не пытались расшифровать хотя бы одну ее страницу...». Жебелен обращает внимание на поразительную устойчивость структуры Таро, на то, что его многочисленные и несхожие фигуры в своей нараздельности представляют загадку, которую никто еще не пытался разгадать.

Известный французский философ, оккультист и каббалист Альфонс-Луи Констан, известный как Элифас Леви, писал о книге Тота, зашифрованой в виде 78 Арканов Таро: «Это монументальное и уникальное произведение, простое и прочное, как структура пирамид, и поэтому столь же долговечное.

Это книга, которая содержит в себе квинтесенцию всех знаний и бесконечные комбинации которой могут разрешать любые проблемы. Разговаривая с нами, она заставляет нас думать; она порождает все возможные концепции и управляет ими...Расположением карт Таро в определенном порядке можно раскрыть все, что может быть известно о Боге, Вселенной и человеке.

Лишенный книг пленник, обладая он лишь картами Таро и умением ими пользоваться, мог бы через несколько лет познать универсальную науку и общаться по любому вопросу с неистощимым красноречием».

Он считал, что использование Таро в качестве инструмента для предсказаний - это самый поверхностный (после игры) способ, а в действительности оно требует куда более элитарного интеллектуального и духовного подхода, являясь вместилищем огромных знаний.

Что ж, видимо так оно и есть, и это очень заметно при взгляде на посвященную Таро литературу. Часть книг посвящена гаданиям и толкованию Арканов, а часть (куда более сложная для восприятия) - изучению их глубинной сути, в качестве примера можно упомянуть книги Освальда Вирта и Валентина Томберга.

Итак, источниками, связанными с Таро, можно считать учения тайных школ Древного Египта, кои частично унаследовали любопытные и непоседливые древние греки, а также Каббалу - мистическое иудейское учение. Порядок Старших Арканов связывают с древнееврейской письменностью и системой счета. Эту тему мы рассмотрим более подробно в разделе сайта, посвященном связям Таро с другими эзотерическими науками, поскольку вообще-то именно связи Таро с Каббалой просматриваются наиболее отчетливо.

Число Старших Арканов действительно совпадает с 22 буквами еврейского алфавита, а число номерных Младших Арканов - с числом сефир на Древе Сефирот. 22 цинарота или «пути» связывают 10 сефир, образуя каббалистическое Древо Жизни. Ну и наконец, следует отметить, что между первыми лицами древнего иудаизма и Египтом существует связь, вполне допускающая утечку знаний.

Достаточно вспомнить Иосифа, правившего Египтом в незапамятные времена, и Моисея, бывшего одним из египетских первосвященников. Заметим, что «каббалистическая» версия происхождения Таро корреспондирует с «книгой Тота» именно посредством сакральной письменности и нумерологии.

По преданию, Тот изобрел речь и алфавит, в котором все буквы - это божественные идеи, все идеи - это числа и все числа - это содержащие огромный массив информации знаки.

В Каббалистическом учении буквы и цифры также рассматриваются как хранилища божественной энергии, содержащие для посвященных огромный объем информации. Как тут не вспомнить учившегося в Египте Пифагора и его идеи о сакральной, божественной природе чисел!

Определенное место в спорах о происхождении Таро занимает и Индия. В древнеиндийской игре «Четыре короля» присутствует значительное сходство с четырьмя мастями карт. Впрочем, четыре масти, отражающие четыре стихии мира - к этой идее могли придти самые разные культуры.

По идее, Старшие Арканы и четыре масти Младших Арканов запросто могли возникнуть по отдельности (первые как символическое хранилище неких идей, а вторые как игра), а уж потом чей-то изобретательный ум соединил их в одну колоду, что было бы остроумно для сохранения высших идей, зашифрованных в Старших Арканах. А то, что сама игра в карты по всей вероятности действительно произошла от индийских или китайских шахмат, практически не подлежит сомнению.

Египет, Индия, Израиль - это, конечно, хорошо. Но нет смысла сбрасывать с исторических счетов собственно Европу, в которой всегда было предостаточно своих тайных религиозных групп, чьи духовные воззрения не совпадали с догматами католической церкви, а уж после крестовых походов, открывших культурные шлюзы на восток, и вовсе стало твориться невесть что. Попытки «навести порядок» с помощью инквизиции только совершенствовали искусство хранить учения в тайне. Большинство колод создавалось в Марселе на юге Франции, знающим людям это говорит о многом.

Юг Франции в Европе - историческое средоточие еретических мистических знаний, альтернативных учению церкви. Не случайно именно французские оккультисты веками держали пальму первенства в изучении Таро - Жебелен, Эттейла, Элифас Леви, Папюс... Марсельское Таро, благополучно дожившее до наших дней, и

меет в точности ту же структуру, что и миланское Таро Висконти-Сфорца, с иллюстрироваными Старшими и фигурными Арканами, и концу XV века получило широкое распространение. А в 1594 году парижские карточные мастера в уставе своей гильдии уже именуют себя «таротьерами» (tarotiers).

Жебелен считал, что эзотерические символы Таро проникли в Европу благодаря кочующим цыганам, известным своим пристрастием к гаданию на картах. Однако с «цыганской версией» возникают неясности. Первая неясность - это расхождения в представлениях о происхождении самих цыган, не то египетском, не то индийском, не то одно другого не исключает.... Жебелен, как и его последователи полагал, что цыгане ведут свой род от одного из племен, живших в Древнем Египте. Однако история сообщает, что в начале XV века исламский завоеватель Тамерлан изгнал их с полуострова Индостан, и таборы начали массовое движение на запад через реку Инд, Афганистан, пустыни Персии и Аравии...и Египет если и был в их биографии, то гораздо позже. Потом Балканы, Германия, Франция... в Париже цыгане появились, согласно хроникам, в 1427 году. И здесь кроется вторая неясность. Карты к этому моменту уже имели хождение в Европе.

По другой версии, существовавшие на Ближнем Востоке колоды нумерованных карт были завезены в Европу крестоносцами, причем особая роль отводится тамплиерам - возможно, заслуженно, поскольку рыцари этого ордена весьма последовательно выстраивали контакты с мусульманами в течение почти двухсотлетнего пребывания на Святой земле, где вообще присутствовало фантастическое смешение арабских, еврейских, византийских культурных явлений - настоящий алхимический котел.

Поэтому тот факт, что Старшие Арканы едва ли могут иметь исламское происхождение, еще ни о чем не говорит. Святая Земля в ту пору была наводнена выходцами из самых разных регионов Ближнего Востока, так что тамплиеры имели дело отнюдь не только с арабами. Чего и от кого они там набрались за двести лет - на этот счет, по-видимому, были не в курсе ни короли, ни историки, ни папы Римские. Достоверно лишь то, что интенсивное взаимодействие с ближневосточными культурами обогатило Европу многими идеями, открытиями и находками.

Медицина и мода, философия и оптика, математика и кулинария, приемы боя и шахматы - казалось, в европейской жизни не осталось ни единой щели, в которую бы не просочился восток. Заимствования касались и духовной жизни - это время создало почву для расцвета огромного количества тайных обществ, чьи воззрения не совпадали с доктринами католицизма.

Правда, основные упоминания об игральных картах в Европе появились спустя почти столетие после окончания крестовых походов. Итальянский летописец Ковелуццо сообщает о том, что в конце XIV века в их краях появилась игра в карты, происходящая из страны сарацин и называющаяся “Naib”.

Что ж, испанское название игральных карт naipes (а мавры в свое время изрядно потрепали Испанию) является веским аргументом как в пользу сарацинского происхождения карт, так и в пользу крестоносной версии. Существует также еврейское слово naibes, напоминающее староитальянское название карт naibi - и в обоих языках, что интересно, это слово обозначает магию, гадание, предсказание.

Вот они, загадки истории!

Крестоносцы как будто сошли со сцены слишком рано, а цыгане появились на ней слишком поздно, чтобы достоверно объяснить появление в Европе карт.

Впрочем, если верить некоторым источникам, карты Таро появились в Европе в самом начале XIV века, как раз в пору окончания крестовых крестовых походов и истребления ордена тамплиеров.

На сегодня считается, что первое письменное упоминание о некоей карточной игре в Европе датируется 1337 годом и принадлежит некоему монаху-доминиканцу (“Tractatus moribus et disciplina humanae conversations”). Да и сохранившиеся исторические свидетельства не исключают существования других, более ранних и не дошедших до нас.

Например, в коллекции Британского музея (Лондон) хранится рукопись некоего монаха Иоганна Брефельдского, сообщающего, что неизвестно где, когда и кем придуманная игра в карты (ludus cartarum) появилась в их краях (территория современной Швейцарии) в 1377 году. Он пишет, что она сравнима с игрой в шахматы, так как «в обеих есть короли, королевы, дворяне и простолюдины», в ней четыре короля, люди раскрашивают эти карты по своему разумению и используют самые разноообразные способы игры.

Известно, что уже тогда в Европе начали появляться запреты на подобные игры (во всяком случае, на деньги). Это не помешало французскому королю Карлу VI в 1392 году заказать Жакмену Грингонье три позолоченные колоды.

Нет оснований думать, что Грингонье их изобрел - он был одаренным рисовальщиком, и воспроизвел на пергаменте уже известные к тому времени образы, без труда отождествляемые с современными символами Старших Арканов Таро.

Это были лишь 22 карты Старших Арканов. Не больше, не меньше. Эдикт насчет игры на деньги едва ли можно было нарушить с помощью такой штуки.

На что они были королю? Разве что французский монарх XIV века был осведомлен об их сути куда лучше, чем мы предполагаем... Вообще создается впечатление, что Старшие и Младшие Арканы Таро имеют две разные истории. Возможно, они действительно пришли в Европу разными путями?

Возможно, одни действительно возникли на Ближнем Востоке как система духовных знаний, а другие на Дальнем Востоке как игра? Или было наоброт? Почему Младшие Арканы известны буквально всем под видом четырех карточных мастей, а Старшие Арканы в какой-то момент «исчезли» из колоды? Почему в ней остался только один из них - Шут, больше известный как Джокер (а ведь именно он вдыхает жизнь во всю систему Старших Арканов)? И ведь он действительно сохранил свое старшинство, положение «всем козырям козыря», бьющего любую карту в колоде...

Почему из колоды исчезли Рыцари? Пажи, Дамы, Короли известны всем, а Рыцари почему-то оказались персонами «нон-грата»... А для чего понадобилось переименовывать масти Младших Арканов? Все эти пики, червы, крести, бубны... Зачем эти иносказания, почему нельзя было называть мечи - мечами, а чаши - чашами?

Порой создается впечатление, что эволюции карточной колоды косвенно повествуют нам об одной из самых болезненных и мистических тайн средневековья - истреблении рыцарей-тамплиеров, чьи мечи, согласно устойчивой легенде, хранили Чашу.... Великий оккультист Алистер Кроули в своей колоде устранил Королей и отдал их место Рыцарям. Необъяснимый шаг....

Как бы там ни было и откуда бы карты ни вели свое таинственное происхождение, но в XIV - XV веках они прочно обосновались в Европе и, миновав ухабы средневековья, вступили в эпоху Возрождения. Замечено, что карты служили придворным развлечениям европейской знати, подобно шахматам.Они сопровождали титулованных особ и в горе, и в радости, раскладывали их и мужчины, и женщины, а вот придавалось ли им серьезное эзотерическое значение, сказать трудно.

Существуют весьма обширные сведения об использовании Таро для гаданий в XVI-XVII веках. Именно в ту эпоху, несмотря на деятельность инквизиции, присутствовала особенная широта мышления, позволявшая совмещать глубокую веру в Бога, развитие научных взглядов на мир, и активное использование оккультных практик. В качестве примера можно привести астролога и оккультиста Джона Ди, использовавшего Таро для «бесед с ангелами» и Уильяма Лилли с его «Христианской астрологией».

Можно сказать, что, непредвзято изучая смысл Арканов и возможности Таро, мы все символически становимся «людьми Возрождения», поскольку волей-неволей расширяем кругозор и учимся видеть взаимосвязь как будто взаимоисключающих учений.

Пространство изучения Таро уникально тем, что здесь традиции гностицизма и христианского мистицизма уживаются с древней языческой мудростью (из которой во многом выросли, вступив впоследствии в почти непримиримый конфликт). С Таро связаны такие эзотерические традиции как алхимия и астрология, нумерология и каббала, здесь есть место и мифологии, и восточной философии, и все это рано или поздно попадает в круг внимания того, кто взялся за карты.

Интересно, что расцвет и игры, и гадательных практик пришелся на век Просвещения - такой рациональный, такой разумный... Именно в XVIII веке началось изучение Таро.

Именно в XVIII веке упомянутый выше французский лингвист, богослов, оккультист и масон, граф Антуан Курт де Жебелен впервые исследовал архетипический смысл Старших Арканов.

Бытует мнение, что откровение снизошло на него во время игры в карты в одном из парижских салонов. Однако следует признать, что нисхождение этого откровения было очень хорошо подготовлено предыдущими занятиями графа и было вовсе не случайным. По окончании богословского факультета в университете Лозанны, де Жебелен стал странствующим проповедником, а этот род занятий и частые путешествия привели его к изучению культурных отличий, увлечению мифологией и сакральными таинствами.

Он считал, что все известные религии содержат одни и те же истины, и как лингвист стремился возродить древний иероглифический язык, который объяснил бы принципы мифотворчества. В 1773-1784 годах он начал по частям публиковать уникальный труд под названием «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным», более известный под сокращенным названием “Le Monde primitif”.

Очередной том этого поразительного исследования, вышедший в 1781 году, содержал трактат «Об игре в Таро» («Du Jeu des Tarot»), в котором Жебелен и выдвинул довольно популярную ныне версию об египетских корнях Таро, о том, что его следует воспринимать как книгу и о том, что Таро анализируемо с точки зрения священного для египтян числа 7 (каждая масть содержит дважды по семь карт, а Старшие Арканы - трижы семь карт, плюс существует Шут, воплощающий «тайну числа ноль»).

В книге Жебелена, помимо идеи, фигурировало приложение под названием «Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт», где были представлены все 78 изображений.

Учеником и продолжателем Жебелена стал великий толкователь Таро Жан Франсуа Алиетте, больше известный под своим масонским именем-перевертышем - Эттейла. Любопытно, что он вступил в Ложу как раз в том году, когда его учитель опубликовал свой знаменитый трактат, посвященный Таро. Сам же он два года спустя выпустил в свет «Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро», причем поставил этот самый способ на коммерческую основу.

Интересно то, что изначальными деятелями в этой области были именно мужчины, и, пожалуй, именно Эттейлу современные гадатели и гадалки должны считать «крестным отцом». Во-первых Эттейла создал свою собственную колоду из 78 Арканов, насыщенных масонской символикой (впоследствии писались целые монографии, посвященные изучению этой колоды, а также создавались различные ее варианты), и успешно эту колоду продавал!

Во-вторых, он вдохновенно гадал парижанам направо и налево, получая за свое искусство неплохие деньги. Говорят, в прежней жизни он был не то парикмахером, не то книготорговцем, но это не шло ни в какое сравнение с тем успехом, который он имел как гадатель.
Ходят споры, кто именно, Эттейла или де Жебелен, предложил любопытное толкование самого слова Таро как сочетания «тар» (дорога) и «ро» (королевская).

В те времена в расшифровке египетских иероглифов места для фантазии было куда больше, чем теперь, но как тут не вспомнить Фрейда с его «королевской дорогой в бессознательное». Существует также идея, что в основе - египетское слово taru, означающее «требовать ответа» (что во многом отражает смысл мантических практик).

Другие исследователи считают, что наименование карт пришло из иврита и является искаженным словом «Тора». Есть мнение, что Таро является анаграммой латинского слова rota («колесо»). Известный оккультист XX века Пол Фостер Кейс произвел целых четыре анаграммы, получив фразу «Rota Taro Orat Ator», приблизительно переводящуюся как «Колесо Таро возвещает закон мудрости» (Атор - египетская богиня посвящения).

В книгах розенкрейцеров и масонов часто встречается термин «Rota Mundi», «Колесо Мира». Следует отметить, что за время работы над своей книгой, в 1776 году, Жебелен вступил в масонскую Ложу, поэтому приведенные им сведения о происхождении Таро вполне могли быть не его собственной гипотезой, а почерпнутой у его учителей информацией.

Остается лишь добавить, что масоны и розенкрейцеры упорно настаивали на том, что они являются духовными наследниками тамплиеров (и некоторые современные исследователи полагают, что у них были для этого основания), а по одной из версий именно тамплиеры стали «крестными отцами» Таро, привезя их в Европу с Ближнего Востока.

Как бы там ни было, они были далеко не первыми и далеко не единственными искателями книги Тота. Гностики и алхимики древности, тамплиеры и розенкрейцеры, теософы и «вольные каменщики»...все, кому удавалось так или иначе прикоснуться к тайным знаниями древности, внесли свою лепту в эти поиски.

После успехов эпохи Возрождения и эпохи Просвещения, Таро покорило новые времена и новые пространства. Оно вступило в XIX век, ознаменовавшийся огромным интересом к оккультизму, эзотерике и мистицизму, и проникло из Европы на другие континенты, в первую очередь в Северную Америку. Громким именем в истории Таро XIX века стало имя известнейшего французского оккультиста Альфонса-Луи Констана, более известного как Элифас Леви

Он был аббатом римской католической церкви, страстно увлеченным изучением символов и мистическим иудаизмом. Естественно, с учетом профессии и сана, он не мог открыто опубликовать свою знаменитую работу «Учение и ритуал высшей магии» («Dogme et Rituel de la Haute Magie»), поэтому перевел свое имя на иврит.

Он считал, что Таро представляет собой священный оккультный алфавит, который все - египтяне, евреи, греки - приписывали кому-нибудь «из своих» (египтяне - Тоту, евреи - старшему сыну Каина Еноху и так далее).

О Таро он писал следующее: «Карты Таро...являются самым совершенным инструментом гадания, который можно применять с полным доверием вследствие пропорциональной точности изображенных на них фигур и чисел.

В действительности предсказания этой книги всегда строго достоверны, и, даже когда она ничего не предсказывает, она всегда открывает что-то, что было сокрыто, и дает самый мудрый совет тем, кто спрашивает его у нее».

С этим, пожалуй, можно согласиться. Думается также, что все, кто ныне серьезно интересуется Таро, волей-неволей приходят к той же философии, что и Элифас Леви: гадать-гадай, но не забывай, что карты - это ключи к глубинному пониманию человеческой природы и законов жизни. Казалось бы - набор нумерованых картинок... Истинно сказано - «такое богатство заключено в такой бедности»!

Продолжателем идей Элифаса Леви стал французский врач Жерар Энкоссе, писавший под псевдонимом Папюс.

Его особенно интересовало соотнесение Таро, астрологических символов и букв Каббалы. В 1908 году он опубликовал книгу «Предсказательное Таро», снабженную альбомчиком из 78 карт, которые предлагалось вырезать и наклеить на картон. Эта колода вдохновила швейцарского гипнотизера, масона и оккультного мастера Освальда Вирта на создание ее весьма изысканной модификации (некоторыми тарологами колода Вирта считается одной из самых «высокоуровневых» по сей день) и написание непростой монографии «Le Tarot des Imagiers du Moyen Age».

Именно Папюс в книге «Ключ к оккультным наукам» окончательно сформулировал идею шифрованного карточного ключа для передачи зананий о законах мироздания в сжатой форме. В древнем мире знания передавались после строгих проверок из уст в уста, но по ходу развития цивилизации такая практика стала слишком рискованной и Посвященным пришлось искать некое новое «ноу-хау» для спасения своих наработок от забвения и утраты.

Между прочим, одна из самых спекулятивных версий происхождения карт сообщает, что египтяне в свою очередь не на ровном месте создали книгу Тота, и Таро вообще является осколком атлинтической цивилизации, тысячелетиями продолжающий существовать в сильно искаженном виде... Однако Папюс не заходил так далеко в своих предположениях, и склонялся к мысли, что впервые мудрость Таро все-таки была зашифрована в обозримую эпоху.

Одним из самых ярких событий в истории Таро несомненно следует считать возникновение в 1888 году в викторианской Британии (как раз времена Конана Дойля) чрезвычайно влиятельного оккультного общества - герметического Ордена Золотой Зари.

Общество было основано докторами и масонами Уильямом Вудманом и Уином Уэскоттом, а также крупным знатоком различных эзотерических традиций Самюэлем Лидделом Магрегором Матерсом (Мозерсом). Все они в свою очередь были членами розенкрейцерского оккультного общества Societas Rosicruciana. С их легкой руки магия Древнего Египта, Каббала и средневековый мистицизм сплелись во вполне последовательную систему оккультных воззрений, но Таро Золотой Зари - практически единственное, что он нее осталось.

Радикальной отличительной особенностью этого ордена было присутствие женщин (как правило масонские и розенкрейцерские ложи принимали в свои ряды только мужчин). Именно из этой среды вышли два самых известных таролога XX века, дав «идейный крен» относительно системы Золотой Зари, если можно так выразиться, и что интересно - в диаметрально противоположных направлениях.

В 1903 году от знаменитого ордена откололся первый из них, Артур Эдвард Уэйт. Он возглавил свою собственную эзотерическую группу - «Святой Орден Золотой Зари». Показательно, что название отличается от оригинального лишь одним словом.

Уэйт был выдающимся мистиком и высоко ценил своих учителей, но отличался от них выраженной приверженностью христианским религиозным традициям.

Биографы Уэйта утверждают, что во время болезни в детстве он пережил состояние практически клинической смерти, а выйдя из него, быстро пошел на поправку и, несмотря на исключительно ранний возраст, твердо намерился посвятить свою жизнь оккультным наукам, раскрывающим единство мира и человека.

Он изучал алхимию и Каббалу, тайны христианского мистицизма, идеи масонов и розенкрейеров - с такой подготовкой он, естественно, был с распростертыми объятиями принят в Ордене Золотой Зари.

Однако, как водится, эзотерические фракции склонны раскалываться. Уэйт так и не примкнул к тому неоегипетскому язычеству, которое культивировалось адептами ордена. Для него гораздо важнее были религиозно-рыцарские идеалы и легенды о Святом Граале.

Он пришел к выводу, что четыре масти Таро символизируют описанные в рыцарских легендах сакральные предметы - Копье, Чашу, Меч и Щит (по другой версии - Дискос, один из сакральных предметов, используемый в ритуале Причастия наряду с чашей).

Уэйт выдвинул идею о том, что не только Старшие Арканы описывают мистический Путь Души, но и каждая из четырех мастей Младших Арканов описывает путь обретения одной из четырех важных духовных ценностей. Совместно с художницей Памелой Колман Смит, избравшей его своим наставником, он создал уникальную колоду, впервые содержащую полностью иллюстрированные Младшие Арканы, чем и объясняется ее популярность.

В 1909 году, благодаря издателю Уильяму Райдеру, эта колода увидела свет. Поэтому колоду впоследствии стали называть колодой Райдера-Уэйта, а колоды, созданные на основе ее Арканов и следующие их традиции - «райдеровскими клонами». Зная о религиозности Уэйта, многие сегодня считают его колоду недостаточно «идеологически свободной».

В действительности же, если минимальная христианская символика, которая присутствует на Арканах, становится серьезным препятствием для работы с этой уникальной и универсальной колодой, то это куда больше говорит о чьей-то идеологической закрепощенности, чем все уэйтовские витражи и тиары вместе взятые.

Годом позже Уэйт опубликовал монографию «Иллюстрированный ключ к Таро» («A Pictorial Key To the Tarot»), где произвел сравнительный анализ прежде существовавших систем, описал значения карт и дал их трактовки в прямой и перевернутой позиции.

Он сделал все, чтобы руководство было простым и понятным. Совершенно очевидно, что оно не содержало и десятой доли знаний Уэйта.

Теоретические выкладки об астрологии, каббалистике и прочих сопредельных науках были сведены к минимуму, если не сказать к нулю. Возможно, автор хранил тайны своего Ордена, но больше похоже на то, что его цель была иной - он искренне хотел, чтобы карты «пошли в народ».

И это ему однозначно удалось. Достаточно сегодня заглянуть в интернет-магазины, продающие колоды Таро, чтобы в этом убедиться. Как и в том, что версий самой колоды Райдера-Уэйта существует немало, хотя отличия между ними не очень значительны.

В 1971 году в США была выпущена авторизованная версия с сохранением точных образов и оригинальных красок - за основу при этом была взята личная колода самого Артура Уэйта, все еще находившаяся в собственности его девяностолетней дочери, Сибиллы Уэйт.

Чуть позже, чем Уэйт, в 1907 году, заимствовав основные идеи Ордена Золотой Зари, свою эзотерическую группу основал второй мега-таролог XX века - Алистер Кроули.

Сам он полагал себя воплощением Элифаса Леви. Он по праву считается одной из самых одиозных и эксцентричных фигур в оккультной среде.

Если Уэйт был приверженцем христианских традиций, то Кроули, вступивший в Орден Золотой Зари по его протекции, впоследствии прославился отвращением к христианству, пристрастием к героину и к сексуальным оккультным практикам.

Его орден Серебряная Звезда был средоточием магии соответствующего толка. Скандальное и саморазрушительное поведение не отменяло в Кроули выдающейся оккультной одаренности и громадной эрудиции.

В 40-х годах Кроули предпринял практически тот же ход, что и Артур Уэйт, сотрудничавший с Памелой Смит, а именно - в сотрудничестве с талантливой художницей леди Фридой Харрис он создал свою колоду карт Таро.

В этой колоде используются символы едва ли не всех великих цивилизаций древности, ощущается влияние тантризма, вообще она исключительна по богатству и сложности заключенных в ней идей.

Работа над колодой была завершена в 1944 году, а опубликована она была только в 1971 году при содействии братства магов Ordo Templi Orientalis, которое Кроули одно время возглавлял.

Остается с сожалением заметить, что названия двух популярнейших колод содержат имя разработчика и не содержат имя исполнителя. По справедливости они должны бы называться Таро Уэйта-Смит и Таро Кроули-Харрис.

Нет сомнений, что у Таро есть история, есть будущее, а вот далекое прошлое оно предпочитает сохранить под покровом тайны.

Как точно заметил Массимилиано Филадоро, мы не получим ответов на загадки Таро, узнав, откуда карты ведут свое происхождение или определив, кто их изобрел.

Некоторые произведения создают сами себя, а автором Таро можно по справедливости считать все человечество. Проблемы, которые ставит Таро, его архетипические образы, темы, к которым оно обращено, всегда будут вызывать у людей живой интерес. Символизм карт универсален, связан во многими культурами и философскими течениями и их действительно можно рассматривать как книгу оккультных знаний, которые могут привести к более глубокому пониманию жизненного процесса и себя самих.

Наши дни по праву можно считать подлинным ренессансом Таро. Открыв для себя неисчерпаемые архетипические возможности, предоставляемые структурой Арканов, издатели наперебой выпускают тематические колоды, по сути адаптируя к этой структуре разнообразнейшие сферы человеческого опыта. Таро используется в самых разных областях консультирования, став чем-то гораздо более гибким и универсальным, чем инструмент для гадания.

Варианты его применения необычайно многообразны. Можно сказать, что именно в наши дни Таро начинает раскрывать свой подлинный потенциал, свою колоссальную способность отражать универсальные модели человеческих переживаний и жизненных ситуаций, кризисы внутренего роста и уроки внешних событий, через которые проходим мы все. Оно действительно воспринимается как книга мудрости, впитавшая в себя мифы и знания разных народов и рассказывающая нам древнейшую историю о Странствии Героя...которым является каждый из нас на своем жизненном пути.

Использованные при подготовке материала источники:
1. Банцхаф Хайо (2006) Таро Райдера-Уэйта. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», издательство «Глазгора», 208 с. Оригинальное издание: Banzhaf Hajo (2001) Das Tarotbuch.
2. Банцхаф Хайо, Акрон (2006) Энциклопедия Арканов Таро Кроули. Полная интерпретация карт. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», 240 с. Оригинальное издание: Banzhaf Hajo & Akron (1995) The Crowley Tarot. The handbook to the cards by Alister Crowley and lady Frieda Harris
3. Банцхаф Хайо, Телер Бриджит (2006). Таро Тота Алистера Кроули. Ключевые слова. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», Оригинальное издание: Banzhaf Hajo & Theler Brigitte (2001) Keywords for the Crowley Tarot. ISBN 1-57863-173-4.
4. Банцхаф Хайо, Хеммерляйн Элиза (2009). Таро Райдера-Уэйта и Таро Алистера Кроули. Практическое руководство. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», Оригинальное издание: Banzhaf Hajo & Hemmerlein Elisa (1999) Tarot as Your Companion. The Rider-Waite and Crowley Thoth Tarot decks. A Practical Guide.
5. Бартлет Сара (2007). Таро. Полное руководство. - Москва, «Кладезь-Букс».
6. Берковский Юрий (2004). Таро: Древнейшая система символов. - Москва, «РИПОЛ Классик».
7. Вирт Освальд (2003). Таро магов. - Санкт-Петербург, «Экслибрис».
8. Голландер Скотт П. (2005) Таро для начинающих. - Москва «Гранд», «Фаир-Пресс», Оригинальное издание: Hollander Scott P. (1995) Tarot for Beginners . - Llewellyn Publications. St.Paul. USA.
9. Гугенхайм Макс фон (2006) Все о картах Таро. Система Артура Уэйта. - Санкт-Петербург, «Кристалл»; Москва, «Оникс», 176.
10. Каплан Стюарт Р. (2004) Классика Таро. Происхождение, история, гадание. - Москва, «Центрполиграф», Оригинальное издание: Kaplan Stuart R. Tarot classic.
11. Мур Барбара (2006) Такое разное ТАРО. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», издательство «Глазгора». Оригинальное издание: Moore Barbara (2004) What TAROT can do for you.- Llewellyn Publications St.Paul. USA
12. Папюс (2004). Каббала. Предсказательное Таро. - Москва, Издательство АСТ.
13. Поллак Рэйчел (2006) Таро. Полное иллюстрированное руководство. - Москва, АСТ, «Астрель». Оригинальное издание: Pollack Rachel (1999) Complete Illustrated Guide to Tarot. Harper Collins Publishers LTD.
14. Томберг Валентин (2000). Медитации на Таро. - Киев, «София».
15. Филадоро Массимилиано (2007). Универсальное Таро. - Москва, «Издательство ФАИР». Оригинальное издание: Filadoro Massimiliano (2005). The Universal Tarot. Lo Scarabeo.
16. Холл Мэнли П. (1994). Энциклопедическое изложение Масонской, Герметической, Каббалистической и Розенкрейцеровской Символической Философии. - Санкт-Петербург, СПИКС.
17. Чалова Юлия (2007). Колода Таро. Архетипы, предсказания, расклады. - Ростов-на-Дону, «Феникс».
18. Шмаков Владимир (1993). Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. - Киев, «София».

Приподнять завесу будущего, найти выход в сложной жизненной ситуации, найти ответ на волнующий вопрос или просто погадать на любимого человека - так или иначе, но подобные желания возникают у каждого человека, который хотя бы немного верит в потусторонние силы.

Расклад Таро сам по себе очень важен и в то же время опасен. Опасен лишь для тех, кто осмелится взять в руки колоду карт, не имея понятия о том, с чем имеет дело. Однако перед тем как обращаться к профессионалу за помощью, нужно самому узнать как можно больше информации о таинственной магии Таро.

Происхождение карт Таро окружено множеством легенд. Первые упоминания о больших гадальных картах с выразительными рисунками относят ещё ко временам Древнего Египта, заключительного периода существования этого могущественного государства. За три века до нашего тысячелетия в Египте начали обширно распространяться новые религиозные культы, философские учения, новые божества, способы служения и обращения к ним. Одним из способов контакта с потусторонним миром и стали карты Таро.

Со временем пришло забвение, которое легло пылью времён и на новые религии, и на новые гадания . С началом гонений на языческие культы, древнейшие ритуалы были забыты, однако не заброшены. Казалось, что карты Таро лишь притаились, ожидая эпохи своего рассвета.

Традиция раскладывания листов из плотной бумаги с картинками пришла в Европу в начале второго тысячелетия нашей эры, а потом новая забава обрела и статус азартной игры. Уже тогда предки современных игральных карт имели 4 масти, однако Таррочи (именно так стали называть Таро на севере Италии) - имели значительное отличие. В традиционной картонной игре козырная масть назначается спонтанно - ей может стать любая из имеющихся четырёх. Таро же имели отдельный козырной набор карт.

Приблизительно через сто лет после появления Таро на европейской арене, стали выпускаться и печатные колоды, а раскладывание карт стало развлечением для всех слоев населения.

Первые упоминания об искусстве работы с Таро как с гадальными картами появились в 1526 году, когда Европу начали заселять цыгане, которые активно промышляли гаданиями, раскладывая Таро для одиноких сердец, рассказывая, что ждёт заказчика в делах любовных. С их появлением возникла и легенда о Таро, которая «странствует » по миру до сих пор:

Много лет назад, до большой кончины, мир был населен чрезвычайно умным народом, который накапливал и тщательно сберегал собранные по крупицам знания. Однако со временем в мире стало появляться всё больше и больше людей, не способных воспринимать мир в его единстве. Возникла угроза, что всё то, что использовалось на благо человечества, обернётся против него самого. Тогда верховные старейшины зашифровали законы, философские идеи и гениальные технические изобретения в 78 карт. Они раздали эти карты странникам, которых мы сейчас называем цыгане.

Ещё два века спустя, в 1781г., священник протестантской церкви Курт де Гебелин пришёл к выводу, что простая карточная игра на самом деле - Книга бога Тота, в которой скрыты тайны погибшей египетской цивилизации. С египетскими корнями Таро связана ещё одна легенда:

Рассказывают, что в одном из древнеегипетских храмов находилось 22 особых комнаты с символическими картинами на каждой стене. Предполагают также, что карты Таро восходят к святыне древних египтян - таинственной книге мёртвых, а карточные рисунки изначально украшали стены усыпален.
Обрела современный вид колода Таро в руках ученика Кур де Жеблена - Альете. Будучи в миру парикмахером, гениальный последователь не слишком опирался на мистическое прошлое карт, а оттачивал саму технику гадания на них, в 1783 году Альете взял себе более звучный псевдоним - Этейлла, открыл первый салон предсказаний и расширил сферу употребления Таро. Любой желающий мог узнать не только о любви, но попросить прогноза в делах, узнать о своём характере, прошлом и будущем и отношениях с близкими.

С середины девятнадцатого века

Нарисованные картинки издавна использовались для гаданий на будущее – они стали самим древним и очень мощным инструментом предсказаний.

История карт Таро уходит корнями в далекие времена, и до сих пор доподлинно неизвестно, кто же впервые представил миру этот способ гадания.

Существуют несколько разновидностей колод, каждая из которых имеет свои особенности.

Цыгане или нет?

Самой популярной на сегодня гипотезой о появлении карт Таро является легенда, согласно которой эти магические карты впервые были замечены у странствующих цыганских предсказателей.

Однако, историки с этим категорически не согласны. Их исследования говорят о том, что первые упоминания об этих картах появились еще на территории Германии в 1329 году, что произошло еще за век до прихода в Европу цыган.

В настоящее время нет возможности проверить, действительно ли в том древнем писании речь шла о предсказательных картах, поскольку документальные свидетельства о том, как они выглядели, до наших времен не сохранились.

Первые изображения Старших Арканов увидели свет в 1392 году во Франции. Король Карл IV захотел как-то скрасить свой досуг и попросил придворного художника нарисовать ему колоду карт. Эти карты, количеством 22 штуки, выглядели очень солидно: телячья кожа, золотой обрез и рубашки, инкрустированные настоящим серебром!

Таро Висконти — начало истории карт Таро

Первой полноценной колодой, содержащей в себе не только Старшие Арканы, а все 78 карт, стало Таро Висконти-Сфорца. Историки расходятся в точной дате его появления на свет: по одним источникам это произошло в 1428 году, по другим – чуть позже, в 1441, третьи же вообще называют 1450 год.

«Заказчиками» магической колоды были миланский кондотьер Франческо Сфорц и его супруга Бьянка Мария Висконти, а нарисовал ее художник Бонифацио Бембо.

Выход магической колоды в большой свет

До 18-го века карты Таро не пользовались особой популярностью, а выход их в свет произошел лишь в 1770-1780-е годы, когда граф Антуан Кур де Желебен, начал изучать тайные знания и мифологию, после чего структурировал полученные знания в своих работах «Об игре в Таро» и «Исследование Таро». Именно там впервые речь пошла о возможности предсказывания будущего с помощью карт.

Еще дальше пошел ученик графа – парикмахер дель Альеттэ. Этот человек вступил в масонскую Ложу, взял себе псевдоним Этейла, а затем выпустил не только книгу о предсказательных картах, но и собственную колоду, которая получила название «Таро Эттейла».

В конце 18-го-начале 19-го веков были выпущены еще три вариации колоды Эттейла.

Элифас Леви и его последователи

Большой вклад в развитие использования карт Таро внес французский оккультист Альфонс-Луи Констан, известный миру под псевдонимом Элифас Леви. Великого мистика совершенно не интересовала возможность гадания на этой колоде, а целью его исследования стала связь таинственного еврейского учения о Каббале с интерпретацией Старших Арканов.

Труды Леви были оценены по достоинству: несколько известных мистиков и оккультистов 19-го века переработали его учение, выпустив в свет собственные труды на тему магической колоды Таро.

История карт Таро Золотого Рассвета

В 19-ом веке в Англии особое влияние среди мистиков приобрело тайное оккультное общество – Орден Золотой Зари. В нем состояли люди, имена которых до сих пор на слуху – это великий Алистер Кроули и Артур Уэйт. Именно их колоды на сегодняшний день считаются самыми популярными.

Но еще до разработки каждым из этих мастеров собственной колоды, все они учились на Таро Золотого Рассвета – колоде, созданной Сэмюэлом Матерсом и его супругой-художницей Мойной Бергсон.

Исследования карт во Франции и других странах

Отдельно стоит упомянуть французское направление в истории этих гадальных карт. Самым популярным человеком здесь оказался Жерар Анкосс, прославившийся под псевдонимом Папюс. Он представил миру две свои колоды – «Цыганское Таро» и «Предсказательное Таро», которые были выпущены в 1889 и 1909 годах соответственно.

Среди других громких имен, связанных с магической колодой, можно выделить швейцарского оккультиста Освальда Вирта, составившего собственную версию предсказательных карт, а также Пола Кристиана и Элберта Бенжамина – авторов подробных книг об искусстве понимания колоды и работы с ней. Благодаря работе этих исследователей популярность карт Таро в мире резко возросла.

Артур Уэйт и его карты Таро

Сегодня одной из самых известных колод, которой пользуется большинство тарологов планеты, считается Таро Артура Уэйта.

Этот человек всю свою жизнь посвятил магическим исследованиям и оккультизму. Он являлся членом Ордена Золотой Зари, что помогло ему глубоко проникнуть в символизм и значение Таро.

Многолетнее изучение привело мастера к выпуску собственной колоды, рисунки к которой сделала его давняя подруга, также состоявшая в Ордене – Памела Коулман Смит. Это событие произошло в 1909 году и стало настоящее революцией в истории карт Таро.

Легендарное Таро Тота

Наравне с колодой Уэйта огромной популярностью сегодня пользуется и Таро Тота – результат многолетней работы знаменитого мистика Алистера Кроули и художницы Фриды Харрис.

Колода Кроули не имеет в мире аналогов, и считается действительно уникальным и невероятно подробным магическим инструментом. Учение Кроули, которое он выразил в картах, охватывает множество областей, включая магические традиции разных стран, мифологию, науку о Каббале, астрологию, нумерологию и практическую магию.

Современность

На сегодняшний день в мире имеется огромное количество различных колод Таро. Некоторые из них являются переработанными вариантами карт классических школ, другие же представляют собой полностью авторские эксклюзивные работы.

Однако, переплюнуть популярность колод Уэйта и Кроули пока не удалось ни одной из них. Но кто знает, быть может история карт Таро еще не закончена, и спустя век или два мир увидит очередную революцию древней предсказательной системы.

Однако же, если обратиться к фундаментальному своду достопочтеннного Де Живри "Антология Оккультизма" (1931), можно узнать о том, что первые документальные свидетельства о существовании Таро имеют германское (!) происхождение и датируются 1329 годом. Таким образом, мы, вслед за Де Живри, полагаем установленным и доказанным, что учение Таро появилось в Европе в XIV веке, т. е. за столетие до прихода в Европу цыган! Что же касается первой официально "зарегистрированной" полной колоды карт Таро, то здесь пальма первенства, судя по всему, принадлежит Италии. Правда, еще в 1392 году французский король Карл VI, дабы избегнуть меланхолии и несколько развеяться, повелел художнику Жакмену Грингонье изготовить колоду карт Таро. Художник успешно справился с возложенной на него задачей, явив взорам своего монарха колоду из 22 карт Больших Арканов (от лат. arcanum - тайна), выполненных на телячьем пергаменте, с золотым обрезом и, вдобавок, имевших рубашки, инкрустированные серебром.

А первая полная, из 78 карт Больших и Малых Арканов, так называемая колода Висконти-Сфорца была создана придворным художником Бонифацио Бембо в 1428 году. Следует особо заметить, что существуют источники, согласно которым эта колода карт все-таки была создана позднее - в 1441 году, когда малоимущий покуда, но весьма амбициозный миланский кондотьер Франческо Сфорца сочетался браком с Бьянкой Марией Висконти, внебрачной дочерью третьего миланского герцога Филиппо Висконти. Однако куда более вероятна третья дата - 1450 год, поскольку она знаменует обретение Франческо Сфорца титула четвертого герцога Милана, вследствие того, что у отца его супруги иных наследников не имелось. И хотя годом спустя состоялось торжественное празднество, посвященное десятилетию брака Франческо и Бьянки, - тоже весомый повод для возникновения колоды, - все же 1450 год, как год создания колоды Висконти-Сфорца, представляется нам более достоверным. Как ни странно, но затем, вплоть до XVIII столетия, картам Таро так и не удалось снискать общенародного признания!

Положение коренным образом изменилось к 1773 - 1784 годам, когда граф Антуан Кур де Жебелен, ранее изучавший богословие в университете Лозанны, а потом, будучи уже странствующим проповедником Реформированной церкви, увлекся мифологией и сакральными таинствами и начал по частям публиковать свой беспрецедентный синкретический труд Le Monde primitive, analyse et compare avec le monde moderne ("Примитивный мир, его анализ и сравнение с миром современным"). Очередной том (1781) его поразительного исследования содержал эссе "Об игре в Таро", кроме того в качестве приложения фигурировало принадлежащее его перу "Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт".

Именно там Жебелен первым возвещает гипотезу, касающуюся египетских корней Таро, и возводит учение Таро к легендарной Книге Тота. Это явилось началом. А двумя годами позднее ученик де Жебелена, парижский мастер парикмахерских дел Альеттэ (1738-1791), выпускает в свет под именем Эттейла (имя он изменил в 1781 году, вступив в масонскую Ложу, членом которой его учитель, де Жебелен, стал еще в 1776 году) "Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро", а через 5 лет он начинает торговать в Париже собственной колодой из 78 карт, обильно насыщенных масонской символикой, причем, именно ему принадлежит первенство привнесения в обиход коммерческого гадания. Эттейла вдохновенно гадал парижанам на картах Таро (а стоило оно весьма недешево по тем временам) и очень скоро заработал на этом целое состояние. Данное обстоятельство - помимо некоторых вольностей, допущенных в символике и порядке следования карт, - способствовало его невыгодной репутации во мнении последователей.

В 1788 году Симон Блокель издает колоду, явившуюся вариантом колоды Эттейлы. Позднее он выпускает в свет монографию Джулии Орсини, посвященную описанию и исследованию данной колоды. Кстати, полвека спустя с интервалом в 20 лет были опубликованы еще два варианта колоды Эттейлы.

А в 1855 году французский же оккультист Альфонс-Луи Констан (1810 - 1875), которого мы ныне знаем под именем Элифас Леви, публикует свою книгу Dogme et Rituel de la Haute Magie ("Учение и ритуал высшей магии"), ставшую краеугольным камнем в становлении оккультизма. Весьма интригующей представлялась структура его книги: две части по двадцать две главы, каждая из которых соответствует определенному Аркану Таро. Элифаса Леви мало занимала гадательная сфера использования карт Таро. Куда в большей степени он тяготел к раскрытию священных таинств еврейской Каббалы: в его понимании карты воплощали в себе тайный и закрытый от понимания непосвященных алфавит, причем каждому из Больших Арканов соответствовало определенное место на каббалистическом Древе Жизни.

У.Б. Йийтс

Любопытно, что работы Элифаса Леви, повлиявшие на деятельность ряда оккультистов, в числе которых, кстати, уместно назвать и Артура Эдварда Уэйта, вдохновили маститого британского прозаика Эдварда Булвер-Литтона (1803 - 1873) на создание впечатляющих романов: "Преследуемые и преследователи", "Занони", "Грядущая раса", "Удивительная история", исполненных мистики и упоминаний о Таро. Эти романы оказали неизгладимое воздействие на таких мистиков и оккультистов, как С.Л.М. Матерс, У.Б. Йийтс, обучавший А.Э. Уэйта герменевтике, и А. Кроули, чья деятельность была тесно связана с основанным в 1886 году доктором Уином Уэсткоттом Герметическим Орденом Золотого Рассвета, определившим развитие оккультизма в Англии в конце XIX - начале XX столетия.

С.Л.М. Матерс
Мойна Бергсон

Сэмюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 - 1918), видный розенкрейцер, разработал основные ритуалы Ордена Золотого Рассвета и был в 90-х годах XIX века, когда Орден считался особенно влиятельным, его руководителем. Матерс явился автором небольшого трактата по толкованию карт Таро - The Tarot: Its Occult Signification, use in fortune telling, and method of play ("Таро: Оккультное значение, использование для гадания, игровая методика", 1888), а его супруга Мойна Бергсон, имевшая способности к рисованию и приходившаяся родной сестрой поразительному французскому философу-интуитивисту Анри Бергсону (1859-1941), удостоенному, кстати, Нобелевской премии по литературе в 1927 году, нарисовала особую колоду Таро, новаторский состав или, точнее, порядок карт которой был определен самим Матерсом: помимо изменения иконографии целого ряда карт, он назначил Силе VIII номер, а Справедливости - XI, но главное - Безумному он отвел I позицию! Так было создано "Таро Золотого Рассвета", явившее миру английскую версию Таро и легшее в основу системы А.Э. Уэйта.

Перед тем, как перейти собственно к Уэйту, целесообразно упомянуть еще о ряде исследователей, без которых историю Таро представить практически невозможно. Прежде всего, это последователь Элифаса Леви, Жерар Анкосс (1865-1916), прославившийся под именем Папюс. Он явился автором таких монографий, как "Цыганское Таро" (1889) и "Предсказательное Таро" (1909). Знаменательная деталь: в качестве приложения к последней книге фигурировал альбомчик из 78 карт. Поскольку бумага была дрянная, карты во избежание их скорой гибели предлагалось сначала вырезать, а потом наклеивать на картон.

страница 1
Время чтения 6:19, польза 98%

Достоверно известно, что игральные карты, состоящие из четырех "мастей", проникли в Европу около 1200 г., по-видимому, с Ближнего Востока. Около 1400 г. они уже вовсю использовались в качестве популярной азартной игры. Карты Таро (а по-простому тароччи, тарот или тарок) включают в себя все эти четыре масти, но, кроме того, имеют еще и пятую, козырную, или "старшую", масть, состоящую из большего количества карт. Карты этой масти впервые появились в Северной Италии в эпоху Кватроченто (XIV в.) в качестве настольной игры. В нее до сих пор играют в Южной Европе и Французской Северной Африке; причем рисунки Марсельского Таро, которые можно видеть на этих картах, были созданы еще в конце XV в. Примерно тогда же был стандартизован и порядок их нумерации.

Первое упоминание об игре в цветные картинки, которая называлась трионфи ("триумфы") и вошла в моду при княжеском дворе Феррары, датировано 1442 г. Самая старая из сохранившихся колод создана художником Бонифацио Бембо в качестве одного из подарков к свадьбе, соединившей семейства Сфорца и Висконти. Около 1500 г. появились первые печатные колоды, и Таро стало популярной игрой широких народных слоев.

Первый текст о гадании на Таро датирован 1526 годом. В то время этим занимались, в основном, цыгане - кочевой индоевропейский народ, проникший в Европу в XV в.. Цыгане считались выходцами из Египта, и это породило чрезвычайно романтическую легенду о "древнеегипетском" происхождении Таро. Таинственные символы Таро издавна считались Ключами к Древним Мистериям; однако впервые об этом заявил в 1781 г. французский протестантский священник Антуан Кур де Жеблен (Курт де Гебелин). Изучая древние мифы, он пришел к заключению, что эта "простая азартная игра" есть не что иное как утраченная египетская Книга Тота, способная открыть сокровенные тайны исчезнувшей цивилизации.

Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был парижский парикмахер Альете, младший современник и ученик Кур де Жеблена. Он всерьез увлекся оккультизмом, забросил свое ремесло и взял псевдоним Этейлла (прочитав собственную фамилию "по-еврейски", т.е. справа налево). Будучи не слишком образованным человеком, Этейлла не увлекался "философским" аспектом символики Таро, а систематизировал и шлифовал систему гадания на картах. Свой окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты приобрела к 1780 (по другим источникам, к 1783) году. Вероятно тогда же Этейлла одним из первых открыл в Париже специализированный гадательный салон.

В 1850 году провинциальный французский издатель Батист Поль Гримо напечатал самую популярную из колод Этейллы - так называемое Египетское Таро. Таким образом, система Таро приняла свой современный вид.

Дальнейшие исследователи, изучавшие и развивавшие гадание на Таро, исходили уже из наработок Этейллы. Однако в XIX в. в моду вошло гадание на обычных игральных картах, Таро отступило в тень и сделалось привилегией мистиков и оккультистов. Этих людей мало интересовало предсказательное использование карт: гораздо больше внимания они уделяли "философским" и "мистическим" аспектам их символики. На этом этапе Таро (и, в особенности, 22 карты его "старшей масти") превратилось в символический алфавит и своеобразную энциклопедию европейской мистики. Во второй половине XIX в. знаменитый французский оккультист Элифас Леви (Альфонс Луи Констан) отождествил 22 Старших Аркана с 22 буквами еврейского алфавита, который служил основой чрезвычайно влиятельной мистической системы каббалы. Это сильно расширило систему значений Таро и окончательно превратило старинную колоду карт в весьма влиятельную и респектабельную мистическую систему.

Окончательная обработка Таро в духе Высшей Ритуальной Магии была совершена в конце XIX в. английским Герметическим Орденом "Золотой Рассвет". Именно в этой среде возникла самая популярная в наше время колода Таро - Райдеровское Таро, (названное по фамилии ее издателя). Эта колода была создана по эскизам христианского оккультиста Артура Эдварда Уэйта художницей-декоратором Памелой Коулмен Смит. Она была издана миллионными тиражами и в значительной степени повлияла на современное восприятие Таро. Обычно она служит "базовой" версией, с которой сравнивают всевозможные нововведения в этой области.

Одной из основных причин ее популярности было радикальное новшество в области дизайна. Традиционное Таро состояло из 22 "козырей" (или Старших Арканов) и 56 обычных карт. Старшие Арканы имели традиционный рисунок, а обычные карты - только цифры и символы мастей. Памела Смит отказалась от этого обычая. Она снабдила все карты рисунками соответствующих символических сцен, и в этом ей подражают до сих пор. Рисунки порой значительно облегчают толкование карт и делают гадание доступным не только для специалистов.

О гадании на картах Таро

Есть вопросы, к ответам на которые можно прийти путем умозаключений. Даже о будущем можно судить более или менее точно, когда речь идет о выводах из известных предпосылок, когда нужно лишь найти следствие известных причин. Но, кроме обычной причинно-следственной связи, между явлениями может существовать иная, пусть скрытая, но от того не менее тесная связь, объединяющая вещи, которые на первый взгляд разделяет неизмеримая пропасть. Эту связь или, точнее, это отношение в разные времена называли по-разному - подобием, сродством, симпатией, аналогией, считая ее выражением единого мирового закона: "То, что внизу, подобно тому, что наверху". Это понял еще Гермес Трисмегист, маг и ученый, живший в Египте пять тысяч лет назад. Ближайшие потомки сочли его богом (Тотом), а более отдаленные - полумифической личностью, никогда не писавшей своих дошедших до нас трудов. Сам он не считал себя богом. С помощью метода аналогий он пытался познать эту скрытую связь, существующую между движением карт, планет и движениями человеческой души, веря, что в ней проявляется воля Бога - или богов, как тогда представлялось людям.

Однако представители различных религий часто спрашивали себя: не грех ли это - пытаться узнать Божью волю? Может быть, Бог (или боги) намеренно скрывает ее от людей? Недаром же название, данное герметическим наукам в честь их основоположника Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего"), истолковывается и как "учение о сокрытом", тайном?

Да, герметические науки помогают приоткрыть завесу будущего и узнать то, чего никаким иным образом узнать нельзя. Но владение герметическими науками можно уподобить владению грамотой: человек может прочесть книгу, но он не волен изменить ее содержания. Нет греха, если человек узнает, что уготовлено ему Провидением.

Одной из важнейших отраслей герметических наук следует считать гадание. Способов гадания существует великое множество. Традиция утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что ему нужно для того, чтобы изменить неблагоприятное течение своей жизни, или, наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннюю свободу, ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательные символы лишь помогают прочесть этот ответ.

Самое главное - человек действительно должен нуждаться в ответе в тот момент, когда он решает обратиться к одному из способов гадания, а не использовать это таинство от скуки, ради проверки на достоверность или как развлечение! В последнем случае ни одно гадание никогда не даст правильный ответ и верный совет!

Карты Старших Арканов символизируют жизненный путь человека. Они представляют также двадцать одно основное начало Вселенной. 22-я (или 0) карта причисляется к Старшим Арканам условно, она представляет собой как бы обобщенную сумму остальных. А поскольку число 21 - это, в частности, преобразованная длина волны водорода, самого распространенного элемента в нашей Вселенной, то становится ясно, как велика роль этого числа для всего живого. Каждый из нас построен из этих начал, носит их в себе в разной пропорции (точно так же, как в каждом индивидуальном гороскопе с разной силой выражены все планеты и знаки Зодиака). Раскладывая карты Таро, мы узнаем о распределении этих начал в нашей душе в данный момент.

Наличие большого числа символов (78 карт Старшего и Младшего Аркана) выгодно отличает Таро от многих других методов гадания, где те же значения, представленные здесь элементарно, приходится получать путем комбинации нескольких символов. Преимуществом гадания по Таро, является, также, возможность толкования карт в зависимости от того, как они легли - в прямом или перевернутом положении. Благодаря этому мы имеем даже не 78, а целых 156 гадательных символов. И чаще всего положение каждой карты очень сильно меняет еë значение.

Карты Старших Арканов в некоторых случаях раскладываются отдельно от Младших: с их помощью нередко определяют личность человека и основные моменты его судьбы. Среди мастей Младшего Аркана (Посохи/Жезлы, Кубки, Мечи и Пентакли/Динарии) есть фигурные карты (Король, Королева, Рыцарь и Паж) и простые. Каждая фигурная карта может соответствовать человеку определенного пола и возраста: Паж обычно соответствует ребенку или юноше; Рыцарь - молодому, Король - зрелому человеку; Королева - женщине. Однако следует учитывать, что границы между возрастами условны. Кроме того, карта Королевы иногда может означать и мужчину, как Рыцарь и Паж - женщину. Такое случается, когда в раскладе не выбирается предварительно карта, обозначающая конкретное лицо, на которое гадают, а открывается в ходе гадания.

Карты Младшего Аркана раскладывают отдельно от Старшего Аркана, когда хотят получить ответ на какой-то конкретный вопрос, касающийся будущего, настоящего или прошлого. Вопрос должен быть всегда сформулирован достаточно конкретно. На неоднозначный вопрос и ответ будет уклончивым. Кроме того, сам вопрошающий должен быть уверен, что хочет получить ответ и момент для получения ответа должен быть подходящий.

Человеку, обращающемуся к гаданию необходим большой жизненный опыт: всегда следует помнить, что гадание - это не развлечение, а тяжкий труд, требующий огромного напряжения ума, памяти, интуиции, глубокое проникновение в тайны карт и человеческой души. Гадающий не только узнает будущее, но и получает психологическую помощь в преддверии грядущего.

Каждая карта - это окно в подсознание, она помогает сосредоточиться и вглядеться в то, что за ним находится. А комментарий к нему дает лишь толчок в нужном направлении. Символы, изображенные на картах, могут вызвать у различных людей разные ассоциации. Они и должны быть разными: гадая на картах Таро нужно уметь или учиться побороть застарелую привычку нашего разума сводить все к уже известным вещам. Как сны своей кажущейся "нелогичностью" помогают преодолеть сложившиеся стереотипы мышления, так и карты Таро: если разум не проникает в их смысл, на помощь нужно призывать интуицию. Поэтому, в процессе гадания не рассуждайте, а наблюдайте, не осмысляйте, а созерцайте; оперируйте не только словами интерпретации карт, но и образами. И тогда к вам придет понимание, какой ответ на ваш вопрос дают вам карты, через присущий им символизм.

Следует учесть, что большинству карт Таро присуща многозначность и потому каждая из выпавших в раскладе карт может восприниматься по-разному не только различными людьми, но и одним и тем же человеком в разное время. Интерпретируя карты нужно исходить, прежде всего, из темы гадания и исходного вопроса, используя наиболее близкое к теме значение выпавшей карты. Переносить значение на другого человека и другую ситуацию нельзя.

"Перегадывать" (то есть раскладывать карты на тот же вопрос повторно в тот же день), если что-то не устраивает, настоятельно не рекомендуется, да и бесполезно: карты чаще всего будут не столько отвечать на сам вопрос "по-другому", сколько раскрывать все более глубокие причины его возникновения, а знать их хочется далеко не каждому. "Перегадывать" можно и даже нужно, когда тот же вопрос, не решившись в свое время, не теряет актуальности и возникает снова. В этом случае не стоит вспоминать, как легли карты в прошлый раз, потому что нельзя восстановить ситуацию, уже ушедшую в прошлое: лучше разложить их заново.